3 августа 2017, 13:32
Легко определить качество любой вещи, будь это предмет, событие или гипотеза. Хорошие качественные вещи всегда вызывают вопрос: как они это сделали? Шоу, которое захватывает и которое хочется посоветовать посетить вызывает реакцию: как они это сделали? Дрессировщик, у которого собаки стоят за маленькими партами, а потом по команде садятся за них как на уроке, вызывает вопрос: как он, чёрт возьми, это сделал? Хороший дизайн чего угодно, от автомобиля до открытки, вызывает вопрос: как они это сделали? Как у них вышло получить такую гармонию линий и форм? Как получилось двумя цветами на плоскости показать столько смыслов?
Возьмём для примера стену с вентилируемым фасадом. Бывают убогие фасады, которые делают из любого здания безликую пластиковую коробку:
Тут не возникает желания докопаться до сути и понять, как же такое сделали. Видно, что разметили здание на куски, которые будет удобно и дёшево произвести, не задумываясь от том, как такая сетка повлияет на архитектуру здания, его облик, окна и входы. Всё просто и понятно даже человеку далёкому от строительства фасадов — заказали облицовку здания, наделали на заводе деталей под размер и прикрутили их к стене. Повторить N раз.
Другой пример, тоже вентилируемый фасад:
Уже не так всё просто — тут появляется интерес и желание узнать, как же они такое сумели сделать. По какому принципу тут всё организовано? Как сделать так же? Чему следовать? Что стоит учитывать? Как это они так ловко обошлись с окнами? Вручную это раскидывали или алгоритм написали? Тысяча вопросов.
Хорошие вещи рождают в нас интерес понять, как они устроены. Их нельзя проосто взять и повторить. Их невозможно охватить взглядом или умом за один раз. К ним можно обращаться и всегда находить что-то новое. Это всё значит, что авторы заложили интерес в процессе работы. И что их усилия были направлены не только на сам факт решения задачи, а ещё и на положительный вклад в культуру.
И тот и другой фасад делает вклад в окружающий мир и культуру в целом. Они где-то находятся, мимо них проходят люди, в эти здания ходят работать. Только первый делает вклад со знаком минус, а второй — со знаком плюс. Потому что человек, который всё время рядом с собой видел только первый фасад не сможет придумать что-то даже близкое ко второму. Даже если это будет не фасад, а обложка блокнота или стишок ребёнку в детский сад.
Нам нравятся вещи, которые прибавляют к культуре, а не отнимают от неё. Поэтому во всём, что вы делаете, всегда есть второй слой — влияние на культуру. Если вы нашли способ заверстать текст без знаков препинания и это выглядит органичным, то вы сделали положительный вклад в культуру. К вашему опыту в этом вопросе можно обратиться спустя время. Если вы заверстали без знаков препинания, потому что они были пропущены в исходном тексте — вы сделали вложение с отрицательным знаком. К вашему опыту нельзя обратиться, потому что он не состоялся.
Как культура влияет на остальных? Очень просто — люди видят, что их окружает, и думают: «так можно». Видят вокруг уродливые логотипы и заказывают себе уродливый. Видят вокруг унылые пластиковые коробки вместо зданий и заказывают себе такую. Или открывают фирму, которая из любого здания сделает унылую пластиковую коробку, потому что другие люди не прочь превратить своё здание в унылую пластиковую коробку. Ну потому что «так можно». Оно ведь, повсюду, значит, можно. В итоге, количество унылых коробок в городах увеличивается, культура меняется в худшую сторону, а у людей всё крепче оседает уверенность, что «так можно». Хотя ещё в Древней Греции люди знали, что так нельзя.
Это был пример с усложнением, но есть и пример с упрощением — макбук. В отличие от других ноутбуков своего времени, которые старались походить на космические корабли и соревновались, кто кого переплюнет количеством рекламных наклеек под клавиатурой, макбук был и остаётся идеалом простоты и функциональности. Всё равно возникает вопрос: как они это сделали? Как смогли среди этого маркетингового безумства сделать приятный продукт? Как получилось, что тачпад на любом другом ноутбуке — это днище, которым пользуешься только в самом крайнем случае, — а на макбуке он удобней мыши? Этими усилиями и «удивлениями» макбук повлиял на культуру, и в последнее время другие производители стали «косить» под него.
Поэтому если вы что-то производите, то помните, что это останется в культуре. На это смогут посмотреть другие люди и оценить, какими бывают вещи. Делайте вещи такими, которые даже искушённых зрителей зададут вопросом: чёрт возьми, как они это сделали?
Фотографии с сайтов: archiproducts.com, альппро.рф
Откуда берётся лень | ← | Ctrl | → | Знак платной парковки |